Какой разительный контраст с общением с одним австралийцем, которого я как-то водил по Москве целый день. Я рассказывал, что знал, о городе, он восхищался красотой зданий и улиц, и вместе мы ругали английский и американский империализм.
При этом. Австралиец сам по себе капиталист и совладелец каких-то там бизнесов в Австралии и Великобритании, а поляк - всего лишь наемный киношный второй режиссер.
Спасибо китайцам, что научили меня не говорить плохо о собственной стране в присутствии иностранцев.
И все же, услышав, что мой неожиданный собеседник - поляк, я испытал совершенно определенное неприязненное чувство, что, вкупе с моим свойством не сгибаться, когда на меня начинают давить, повернуло разговор в русло конфронтации. И я задумался о национализме.
Рассмотрев вопрос о национализме со всех сторон, имею заявить, что на данный исторический момент по его отношению я стою на следующих позициях. Национализм как явление общественной жизни появляется, когда национальная буржуазия начинает делить свой и международные рынки сбыта своих товаров с интернациональной буржуазией. Из этого следует, что национализм бывает двух типов. Первый тип - это когда национальная буржуазия воспитывает в своей стране пушечное мясо для грядущей войны с интернациональной буржуазией (основа большинства т.н. «национально-освободительных» революций и войн). Второй тип - это когда интернациональная буржуазия при помощи военной разведки воспитывает в чужой стране пятую колонну, которая будет воевать против национальной буржуазии в грядущей войне (например, т.н. «украинский национализм»). Все остальное - это не национализм, а онанизм мозга. Победа любого из этих двух национализмов приводит нацию к печальным последствиям. «Интернациональный национализм» приводит к печальным последствиям быстрее, поскольку грабеж буржуями простого народа начинается немедленно. «Национальный национализм» дает простому народу фору - как за счет награбленного в удачно закончившейся войне, так и просто за счет обезболивающего эффекта такой победы, подпитывающего национальное тщеславие. Но, поскольку цель любой войны - это выяснение того кто, кому и сколько должен отстегивать, а вовсе не мифические «национальные интересы» - как только эта цель достигнута, национальная буржуазия объединяется с интернациональной и они грабят простой народ сообща. Даже не знаю, что хуже. Оба варианта хуже. Следите за международными новостями.