mormyshka (mormyshka) wrote,
mormyshka
mormyshka

Categories:

Почему Америка, почему комикс - 2007

В 2007 году я прочитал лекцию на комикс-фестивале "Коммиссия" под названием "Почему Америка, почему комикс". Тут мне понадобилось вернуться к этому тексту, но на переформатированном сайте фестиваля я не смог его выкопать. Слава Богу, Захар zahar скопировал лекцию к себе в жж - Яндекс нашел ссылку только на эту полную копию текста. Помещаю лекцию сюда, на вечное хранение (пока жив жж).

К лекции также прилагается схема: http://mormyshka.livejournal.com/205605.html

I. ПРОБЛЕМЫ КОМИКСА В РОССИИ

1. Распространение.

2. Неподготовленность населения к восприятию комикса: как читателей/покупателей, так и издателей.

3. Отсутствие художников, способных работать стабильно и продуктивно.

4. Кризис идей/идеологии в обществе.

4.1. Отсутствие сценаристов с достаточным опытом и образованием, недостаток актуальных тем и героев, интересных для читателя здесь и сейчас.


II. СОВРЕМЕННЫЙ КОМИКС - ПОРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Комикс сегодня развит там, где на протяжении последних ста лет наиболее велико было американское культурное влияние. Буквально, комиксы наиболее популярны в тех странах/регионах, где более-менее продолжительное время находились американские войска. Это не стопроцентная тенденция, но тем не менее.

В Англии американские войска находились долгое время перед высадкой в Нормандии в 1944 году. Когда я был в США, я встретил пожилого бармена - англичанина, который рассказал мне, как в своем военном детстве встречал в порту американские грузовые корабли, доставлявшие в Англию военные грузы. Некоторые из них были почти полностью гружены кока-колой. Думаю, и для комиксов там находилось место, ведь в США в это время был самый бум комиксопечатания, «золотой век». Американцы долгое время находились во Франции, Бельгии и Италии (в Италии до сих пор, кажется, есть американские военные базы, по крайней мере, были еще в 1980-х годах).

Относительную неразвитость комикса в Германии можно объяснить, вероятно, тем, что американцы были там все-таки завоевателями - врагами. Комиксов нет и у нас, потому что американцы - наши враги (одна из причин). Натяжка?

Японцы, напротив, начиная с середины XIX века, все обезьянничали с Запада, поэтому ростки американской массовой культуры, принесенные с оккупацией в 1945 году, прижились там гораздо более успешно.

Малоизвестный факт, но до недавнего времени комиксы были очень развиты на Филиппинах, бывшей колонии США. В 1990-х годах рынок комиксов там рухнул, многие издательства закрылись. Интересно, с чем это связано?

Европа с начала 20-го века находилась под все возрастающим американским культурным влиянием. После Второй Мировой войны это влияние резко усилилось, подкрепляемое экономическим наступлением США на Европу в рамках плана Маршалла. Максимума американское влияние в Европе достигло, пожалуй, в 1960-1970-х годах, с экспансией рок-н-ролла, сексуальной революцией, модой на джинсы и наркотики (какая самая известная серия Жиро? - Блубери). В это время происходит бум европейского андеграундного комикса, который в 1980-х годах вылился в создание вполне респектабельной национальной комикс-индустрии во Франции и Бельгии.

Таким образом, сегодня мы имеем три центра развития комикса, как вида искусства, имеющих международное значение: собственно США, Япония и Европейский центр, состоящий из Франции-Бельгии и прикрепленных к ним Англии и Италии. Последние два несомненно также произрастают из американского корня.


III. ПОЧЕМУ АМЕРИКА, ПОЧЕМУ КОМИКС: УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОМИКСА В США В КОНЦЕ XIX ВЕКА

1. Гражданская война. Победа Севера, более продвинувшегося по пути строительства капитализма, дало толчок развитию этого самого капитализма уже во всей стране - семимильными шагами. Я «Капитал» Маркса пока не читал, но как-нибудь обязательно соберусь.

Кроме экономических последствий, Гражданская война привела к уничтожению американской южной псевдо-аристократии, перемешала общество, положив начало формированию внесословной, внеклассовой, общенациональной культуры.

2. Иммиграция. Прибытие масс людей, не говорящих на английском языке, или просто малограмотных.

Прибытие масс инициативных людей, готовых на любое дело, лишь бы преуспеть, людей талантливых, стремящихся реализовать свои мечты.

3. Экстенсивное развитие капитализма - в том числе отсутствие рамок для предприимчивости и таланта.

4. Культ науки и техники. Вера в то, что любую задачу можно решить, изобретя для этого соответствующую машину, новую химическую формулу и т.п. Культ всего нового.

Повышение ценности знаний, просто информации. Развитие способов связи и способов широкого информирования населения - бум книгопечатания, рост количества и объема журналов и газет, появление радио и кино.

5. Интенсификация и повышение производительности труда приводит к интенсификации развлечений (плюс деляги просто открывают, какие деньги можно загребать на развлечениях - капитализм): изобретаются все новые виды развлечений - людям надо расслабляться.


IV. ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОМИКСА В РОССИИ

1. Формирование общенациональной внесословной культуры началось в России практически в те же сроки, что и в США - после освобождения крестьян в 1861 году.

2. Но аристократия не была уничтожена до начала XX века - до нашей Гражданской войны.

3. Фактор иммиграции не имел большого значения - до начала великих потрясений XX века русский народ сам производил демографическое давление на соседние этносы и успешно ассимилировал их.

4. Несмотря на все возможности экстенсивного развития капитализма, оно у нас тормозилось медленным отмиранием аристократии, тем, что крестьянам приходилось платить выкуп за землю, немного климатом и т.п. Потребность в грамотных специалистах для новых производств была ниже.

5. В ходе Революции и Гражданской войны аристократия была, наконец, уничтожена. Формирование общенациональной культуры пошло более быстрыми темпами - после того, как большевики вновь объединили страну. Комикс начал использоваться более активно - на фоне ликвидации безграмотности, в целях проведения убыстренной индустриализации. А это означало культ науки и техники, всего нового, бум книгопечатания, журнального и газетного дела.

6. Но герои американских (и не только) комиксов уже вовсю боролись с коммунизмом. Сама форма комикса стала ассоциироваться с антисоветской пропагандой и тлетворным влиянием Запада. Поэтому развитие комикса, как вида искусства, было в СССР заморожено - в ходу остались только его самые примитивные формы.

Таким образом, комикс не стал частью русской культуры, хотя и имел для этого все шансы, особенно на волне послереволюционного отрицания всех культурных достижений царской России. Я сам читал предложения Крупской запретить к изучению в школе всех великих русских писателей.

Что и имеем.


V. ПРОБЛЕМЫ КОМИКСА В РОССИИ - 2

1. Комиксы в России - не часть культуры - читатели и издатели не подготовлены к его восприятию.

2. Россия по-прежнему находится в переходном периоде непонятно куда - нет направляющей идеологии (коммунизм в СССР, потребительский капитализм в США), на основе которой творили бы художники, либо от которой бы они отталкивались. Все кто в лес, кто по дрова. В моде декаданс - неконструктивное течение, не могущее заинтересовать основную - здоровую часть общества - трудовую, которая ждет от интеллигенции вдохновляющей культурной продукции.

3. Комиксы в России - не часть культуры. Нет художников - да они и не могут появиться - которые рассматривали бы его, как свое основное поле деятельности. Все воспринимают комиксы, как хобби (двух-трех человек на стосорокамиллионную страну мы считать не будем). К тому же, в том числе в связи с кризисом идей/идеологии, комикс для них является только формой, а какими идеями его наполнять, они не понимают.

4. Общий кризис образования, помноженный, опять же, на кризис идей, привел к безграмотности сценаристов.

5. Кризис идей/идеологии привел к культу денег. Помноженный на «комикс - не часть культуры», он влияет на распространение - никому не интересно распространять то, что никто не покупает.


VI. БУДУЩЕЕ КОМИКСА В РОССИИ

Переходим к чистой фантастике.

Я, конечно, не проводил научного исследования и не набрал достаточно материала, но есть ощущение, что наиболее благоприятные шансы у комикса, как у вида искусства, появляются в момент складывания новой культуры/культурной формации.

Развитие комикса в США.

Рождение новой американизированной культуры в Японии в 1950-х годах под влиянием оккупации.

Рождение новой американизированной европейской культуры в 1960-х годах.

В обоих последних случаях имел место культ науки и техники, всего нового - Япония бросилась в очередной раз догонять Запад, вкладывая максимум средств в образование и промышленный шпионаж. В 1960-х официально стартовала очередная НТР.

В этом смысле у комикса в России весьма интересные перспективы. Наша страна - тоже вечно догоняющая Запад. У меня есть теория о том, что мы и феодальную раздробленность как следует не преодолели. Общенациональная культура же была сформирована насильно большевиками на основе инородного марксистского элемента, поэтому долго и не продержалась. Больше нет такой нации - советский народ, нет поэтому больше и советской культуры, в которой комикс был запрещен.

Сейчас перед нами, если мы хотим выжить и двигаться вперед, снова стоит тот же вызов - формирование внесословной внеклассовой общенациональной культуры. Если в ближайшие годы удастся удержать народы, населяющие Россию, политически и экономически, то для этого есть все шансы. А пока общенациональная российская культура находится в упадке. Она расслоена по региональному, этно-национальному, конфессиональному и классовому признакам. Столица живет в совершенно ином культурном пространстве, чем провинция. Национальные республики занимаются изобретением своей культуры заново, русские, вместо того, чтобы передавать культурную традицию, пьют, а мусульмане усиленно строят мечети и тоже пьют. Ну а то, что у Ксении Собчак (куда ж без нее) и Васи Пупкина из Благовещенска разные культурные горизонты, и говорить нечего.

Собирать новую общенациональную культуру придется в условиях ослабленности, извините за выражение, носителя российской государственности, русского народа, что в культурном плане заметно уже давно на примере Димы Билана из города Усть-Джегута солнечной республики Карачаево-Черкессия. Также весьма влиятельным фактором будет являться внешняя иммиграция с юга и востока: китайцев и жителей Средней Азии. Тем не менее, всем этим людям, собирающимся жить на территории нашей страны, придется договариваться между собой, и никуда они не денутся от того факта, что русский язык здесь является языком межнационального общения. Учитывая еще и падение общего уровня образованности населения (как за счет притока неграмотных иммигрантов, так и за счет окончательного разрушения советской системы образования), это будет уже совсем не язык Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого, так же, как американский диалект английского языка - совсем не язык Джонатана Свифта и Чарльза Диккенса. Это и будет фактор иммиграции, стимулирующий появление картинок с подписями для малограмотных.

Велик и фактор усилившейся американизации нашей культуры - теперь уже все поголовно носят джинсы, а любимая музыка у нас - рок-н-ролл.

Думается, что примораживание свободы самовыражения, которое наблюдается сейчас, вызвано общими соображениями сохранения политического и экономического единства страны. Как только мы проскочим узкое горлышко опасности развала и иностранного захвата страны, станет полегче.

Какие-никакие, но существующие сейчас условия для предпринимательства и вообще заработка, в общем-то, дают надежду на то, что уровень жизни населения поднимется, если оно перестанет ждать халявы и оторвет жопу от табуретки на кухне. Может быть, это вопрос смены поколений. Это позволит сгладить тот ужасающий разрыв в доходах, наблюдаемый сейчас у разных групп населения - это поспособствует формированию у них общих, или, по крайней мере, сходных, культурных интересов.

Также на горизонте маячат некие новые грандиозные достижения науки и техники, которые вновь вернут человечеству уверенность в своих силах. Новые технологии и материалы удешевят производство и дадут эффект, сходный с эффектом экстенсивного пути развития капитализма в США в конце XIX - начале XX веков. Да и без этого страна наша богата и обширна... Порядку только в ней нет.

Сейчас уже неоспоримая тенденция: человечество развлекается все больше и больше. Не может быть, чтобы для комикса в таких условиях не нашлось бы места в культурном пространстве России.

Таким образом, неясными остаются два ключевых момента:

1. Какой именно будет идеологическая база для формирования новой общенациональной культуры и,

2. Не дай Бог, не будет ли она выработана в ходе новой гражданской войны.


А в остальном будущее комикса в России безоблачно-многообещающе.

Кстати, нашел еще у себя текст лекции "Композиция комикса": http://mormyshka.livejournal.com/69623.html
Tags: Коммиссия, комиксы, уроки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments