mormyshka (mormyshka) wrote,
mormyshka

Фаны-2017, "Поход многодетных отцов", УЗБЕКИСТАН, день 15

Гостиница оказалась неплоха. Но фоток не нашел. Не так дорого, и почти в самом центре Самарканда, до Регистана пешком 10-15 минут.

Утром пошли гулять. Дошли до Мавзолея Тимура (Тамерлана), т.н. Гур-Эмира. В принципе, если вы видели Гур-Эмир, то вы видели все остальные подобные строения: мечети, медресе и мавзолеи. Однообразие храмовой архитектуры Самарканда меня поразило. В любом среднем русском городе церкви отличаются больше, чем храмы в Узбекистане. У этого может быть несколько причин: 1) я нифига не понимаю в искусстве; 2) эффект "китайцы все на одну рожу"; 3) все храмы построены в рамках одного относительно короткого исторического периода, одной культуры и одной государственности (хотя часть из них построена тимуридами, а часть бухарскими ханами); 4) все храмы к 20-му веку лежали в руинах, и всё, что мы теперь видим - это туристический новодел. В оценке же художественного стиля узбекской архитектуры я придерживаюсь "эротической" версии.

Поскольку Максуд Бальдурович наполовину калмык, то тут он приник к своим среднеазиатским корням. Ну, почти.

Тут музей Хаджи Муина Сухруллоева, музей политических репрессий. Ну, как русские узбеков обижали. Двери зачетные.

По улице Регистан (Ленина ли Советская раньше называлась, типа того) на домах остатки советского величия.

Звери похожи на наших, с древнерусских церквей.

Музей Садриддина Айни, знаменитого таджикского (стоп, разве Самарканд - это не УЗБЕКИСТАН??) писателя. Максуд Бальдурович даже зашел туда на экскурсию, а я из-за своего дурного упрямства отказался. Дверь зацените, там везде такие.

Вон бюст Садриддина Айни внутри видно. Вообще насчет таджиков/узбеков - вы карту Средней Азии видели, как там границы нарезаны? Тяжелое наследие советского колониализма, как в Африке после англичан/французов. Дело в том, что таджики в тех местах к 20-му веку составляли большинство населения городов, а узбеки жили в основном в сельской местности. Это если вообще не трогать тему, кто такие таджики и кто такие узбеки, и когда они ими стали. Ну вот советские деятели и поначертили там границ. И раньше там неспокойно было, и в обозримом будущем межнациональные конфликты неизбежно будут тлеть и временами полыхать. Ну ничего, талибы придут, порядок наведут.

Сама площадь Регистан была закрыта, шла репетиция открытия каких-то там спортивных общесреднеазиатских игр или фестиваля какого-то, помосты строили, все такое. Мы потом туда ещё вернемся.

Чинара.

А вот это мечеть Биби-Ханум, имени любимой молодой жены Тимура. Славится самыми большими воротами среди сооружений подобного рода.

Это там внутри, эротический символ.

Максуд Бальдурович приник.

Одно из зданий комплекса внутри ещё не отреставрировали.

Это, кажется, один из боковых входов в мечеть.

А вот отреставрированное изнутри здание.

Красиво.

Магнитиков там купили.

Ну и дверь.

А это Шахи Зинда, кладбище с кучей мавзолеев. Мы туда не пошли, может, и зря. Но там вроде на входе написано было, что фоткать нельзя или типа того.

Мы углубились в улочки старого Самарканда и, конечно же, нашли синагогу. Максуд Бальдурович наполовину еврей, так что тут он тоже приник. Только там закрыто было.

Двери!

Где-то там мы встретили гостеприимного смотрителя не то школы, не то музея, не то мечети. Зашли немного поболтали с ним. В основном Максуд Бальдурович болтал. У меня настроение плохое было. У меня часто настроение плохое бывает. Поэтому я хмурый такой всё время. Ледорубом машу направо-налево.

Улочки старого Самарканда, они такие. Довольно скучно там ходить, между глухими стенами.

Гостеприимный смотритель нам порекомендовал какой-то ресторанчик с аутентичной кухней, где мы успешно пообедали. Что делали дальше, не помню, может, в гостиницу вернулись. Но на вечер у меня еще были планы: я хотел пройтись по "русскому" кварталу города и посмотреть на христианские церкви. Реально квартал выглядит, как какой-нибудь русский провинциальный город, с домами конца 19-го - начала 20-го века. Только самих русских почти не осталось. А это армянская церковь.

Это католическая церковь Иоанна Крестителя.

В Узбекистане ездят не только на белых "дэу", иногда и на осликах.

Ну а это наш Собор Святителя Алексия Московского.

Вечером нам, натурально, захотелось покушать. Мы походили по темным улицам, поискали ресторан, в парочку даже зашли, но ничего нас не удовлетворило. Тогда мы поймали таксо и попросили водителя отвезти нас куда-нибудь, куда он сам порекомендует. И он отвёз. Это была песня. Перед входом в жральню стоял длинный стол, заваленный мясом в разных видах: жареное, печеное, в котлетах, сосисках и кебабах. Под пиво отлично пошло. После ужина дошли до гостиницы пешком по почти ночному Самарканду, легли спать. Но Максуду Бальдуровичу что-то не спалось...