mormyshka (mormyshka) wrote,
mormyshka
mormyshka

Спасибо styrman-у за цитату!

"Лишает человека подлинных радостей и абстрактное искусство, о котором так много шумят сейчас за рубежом либо эстеты, ратующие по-старинке за "искусство для искусства", либо расчетливые специалисты по оболваниванию простых людей, нередко одетые в академические сюртуки искусствоведов.
Уже по самому своему существу такого рода искусство грубо нарушает наше представление о трех, обязательно слитых воедино и необходимых функциях всякого художественного творчества. Подобное искусство не даёт познавать жизнь, так как либо вовсе ничего не отражает, либо нарочито и бессистемно искажает действительность, подобно мутному, кривому или на осколки разбитому зеркалу. Отвлеченное, беспредметное, то есть не связанное с жизненными представлениями, абстрактное искусство не несет в себе никакого содержания, никакого смысла; значит, оно как бы не хочет воздействовать на сознание, на чувство, на жизнь. Следовательно, это искусство откровенно заявляет, что им оставлена за собой лишь одна задача - давать удовольствие, наслаждение тем, кто его воспринимает, слушает, созерцает.
Но доставляет ли это истинное удовольствие?
Лев Толстой был глубоко прав, когда говорил: "Страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным..." Внутренняя пустота, бессмыслица абстрактных картин так однообразны, что зритель, как я убедился, посещая за рубежом выставки такой живописи, просмотрев десяток-другой подобных полотен, уже утомляется, а вскоре совсем шалеет от невообразимо пестрого ералаша и неспособен получать даже самое неприхотливое удовольствие, которое якобы должно вызывать сочетание цветовых пятен и особый ритм линий.
Кстати сказать, этим самым абстрактным ритмом заклинают своих противников и апологеты абстрактной музыки, начисто лишенной подлинного мелодического содержания и какого-нибудь образа или смысла. Известно, что простая ритмическая дробь барабана помогает солдату держать общий шаг, делая его машинальным, облегчает далекий, утомительный пеший переход. Можно предположить, что некоторые графические и цветовые мотивы, включенные в полотна художником-абстракционистом, сгодились бы как декоративный элемент при отделке стен какого-нибудь здания особой модернистской формы. Но с одним только ритмом далеко все-таки не уйдешь в искусстве... Тот же Толстой очень тонко подметил в свое время, что "в музыке есть элемент шума, контраста, быстроты, прямо действующий на нервы, а не на чувство. Чем больше этого элемента, тем хуже музыка". Абстрактное искусство и воздействует на нервы, не адресуясь к чувствам. Истинный подъем чувств заменяется истерией".

Лев Кассиль "Дело вкуса", государственное издательство "Искусство", Москва, 1958.
Tags: комиксы, литература, публицистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment